Публикации

28.09.2007 Трудно ли подслушать разговор губернатора?..

Трудно ли подслушать разговор губернатора?..

Российские производители телекоммуникационной техники нуждаются в поддержке государства

В течение многих десятилетий отечественные телекоммуникационные сети развивались исходя из условий приоритетного укрепления оборонного комплекса страны. Вследствие этого связью в первую очередь обеспечивались органы государственной власти и управления, армия и флот, структуры МВД и правопорядка, предприятия ВПК, а во вторую — все остальные отрасли народного хозяйства и население. Причем последние финансировались по остаточному принципу. В результате Россия заметно отстала от западных государств.

Что было дальше — мы знаем. "Железный занавес" рухнул, и телекоммуникационные компании стали закупать за рубежом передовые технологии, цифровые системы коммутации и передачи данных, другое современное оборудование, волоконную оптику: в стране ускоренными темпами стало формироваться единое информационное пространство. Тут хотелось бы особо подчеркнуть, что этот процесс и сегодня идет сложно и противоречиво, а главное — без четко скоординированной государственной политики.

Может быть, она не нужна? Может быть, в области развития средств связи можно, как и в других отраслях, положиться на стихию рынка? Судите сами.
В России функционируют 89 крупных региональных операторов связи, сотни частных, совместных и иностранных телекоммуникационных компаний. Через их сети ежедневно проходят огромные пласты конфиденциальной, коммерческой и другой информации: от финансово-экономического состояния и технологических секретов отдельных фирм и отраслей до морально-психологической обстановки в целом по стране. Не менее широк и выбор средств, позволяющих "снимать" полезные сведения практически с любых носителей.

По данным независимых экспертов, если сегодня убрать элементы защиты информации в компьютерных системах США, то спустя несколько часов разорит-ся пятая часть средних компаний и треть банков, через 5—6 дней — около 48 процентов фирм, а в течение следующей недели «лопнет» еще половина банковских структур.

Известны конкретные примеры. В 1986 году хакеры проникли во внутреннюю сеть НАСА и пытались изменить орбиту новейшего ретрансляционного спутника. В 1990 году они на целых девять часов вывели из строя систему междугородных телефонных разговоров известной компании АТ&Т: более 60 тысяч абонентов одновременно лишились связи.

В России о проблеме негласного получения информации всерьез заговорили только осенью 1996 года, когда «взломщики» проникли в сервер компании РОСНЕТ. Ее клиенты - ЦБ РФ, Сбербанк, Торгово-промышленная палата, ГТК и Московский межбанковский финансовый дом — тогда не пострадали. Хакеры как бы просто продемонстрировали свои возможности и порекомендовали кому следует регулярно "читать бюллетени по компьютерной безопасности".

Приблизительно в то же время в нашей 'стране заговорили об еще одной серьезной проблеме — проблеме национальной безопасности в связи с массовыми закупками и применением иностранного телекоммуникационного оборудования. Дело в том, что никто не может нам дать гарантий, что при возникновении чрезвычайных ситуаций импортная техника обеспечит надеж-ность и управляемость российской сети связи, ее защиту от несанкционированных внешних воздействий. А вдруг в драматический для страны момент зарубежные спутники связи, используемые сегодня рядом телеком-муникационных компаний, — вдруг они перестанут принимать сигналы?..

И еще об одном важном обстоятельстве надо сказать. В отдельных регионах органы власти пользуются услугами связи, которые предоставляются коммерческими фирмами. Невольно возникает вопрос: уверены ли чиновники, что конфиденциальность информации будет сохранена? Так или иначе, ответ на него дали в конце прошлого года СМИ Свердловской области. Они сообщали о якобы имевшей место утечке важных сведений в ходе предвыборной губернаторской кампании. И происходила она по каналам частной АТС-50.

Обеспечение безопасности в информационной сфере общества и государства, личности и гражданина, в том числе информационных сетей и всего информационного поля (как в рамках Российской Федерации, так и за ее пределами), настоятельно диктуется всей складывающейся в стране и в мире обстановкой.

Понятно также, что обороноспособность и безопасность страны находятся в прямой зависимости от качества информации, уровня информационных технологий, защищенности систем обработки информации и связи, используемых любыми органами власти, разведки, контрразведки, радиоэлектронной борьбы, управления войсками и оружием.

Как показала практика локальных войн в Ираке и Югославии, для того чтобы уничтожить телекоммуникации, бомбить их необязательно: достаточно подать условный сигнал на АТС по обычным сетям и активизировать заблаговременно внедренный в программное обеспечение вирус. А он уж доведет дело до логического конца — выведет телекоммуникации из строя. Более того, с помощью несанкционированного внешнего вмешательства в работу станций и компьютерных систем можно получить доступ к любым телефонным разговорам, к любой, даже секретной, информации. В таком случае, что означает разрушение или временная остановка связи, долго объяснять не надо. Это приведет к "параличу" важнейших звеньев и функций государства. Вот и весь сказ.

А так как наличие вирусов в  программном продукте коммутационных станций фирм-производителей из стран, которые являются членами НАТО, исключать нельзя, то применять такое оборудование при дальнейшем развитии и совершенствовании телекоммуникаций в нашей стране, на мой взгляд, надо с большой осторожностью. Также считаю неприемлемым и использование импортной техники связи в информационно-управляющих системах органов государственной власти, силовых министерств и ведомств. Отсюда следует закономерный вывод: необходима разработка и организация производства отечественной техники и новейших АТС, постепенное и последовательное вытеснение с нашего рынка зарубежных компаний. В рамках, разумеется, цивилизованной конкуренции.

В настоящее время в России создана современная телекоммуникационная система С-32/64М. Она предназначена для строительства цифровых станций различного назначения на городских, сельских и ведомственных сетях, сетях подвижной связи и в будущем — и на интеллектуальных сетях. Ее емкость может варьировать в широком диапазоне: от 3 до 100 тысяч номеров. Система полностью отвечает требованиям Международного союза электросвязи и стан-дартов РФ.

Разработчиком С-32/64М является Центральный научно-исследовательский институт связи (Москва). Конструкторская документация создана Днепропетровским машиностроительным заводом (ДМЗ) и КБ "Днепровское" (Украина). Главный конструктор и научный руководитель этого проекта — Генеральный директор ЦНИИС профессор Л.Е. Варакин. Совершенствование документации производилось на специально созданном в Саратове АО "ЦНИИС-Тантал", которое и владеет всеми авторскими правами на систему С-32 (С-32/64), имеет соответствующие патенты России, Украины и Республики Беларусь.

Начиная с 1993 года электронная АТС-ЦА по лицензионному соглашению выпускается Днепропетровским машзаводом. В настоящее время на Украине и в Беларуси установлено около 30 станций общей емкостью 300 тысяч номеров. Возможна в кратчайшие сроки организация ее производства на Саратовском АО "Тантал".

Высоко оценивая научно-технический уровень станции и ее технико-экономические преимущества при строительстве и эксплуатации в сравнении с любой импортной системой, коллегия Министерства по связи и информатизации и министерство промышленной политики Украины выдвинули работу по созданию и внедрению ЭАТС-ЦА на сетях общего пользования на соискание Государственной премии Украины в области науки и техники 2000 года.

Для широкого внедрения в практику современной системы коммутации С-32/64 М, улучшения ее технических характеристик, как и для поддержки других отечественных производителей цифровых АТС, нужна федеральная программа и целевое финансирование. Для них, по моему глубокому убеждению, необходимо предусмотреть и режим наибольшего благоприятствования: льготное налогообложение и кредитование, как это делается во всем цивилизованном мире.

И, наконец, суммируем сказанное. Думается, настало время внести коррективы и в государственную политику дальнейшего развития сетей связи общего пользования в плане постепенного ограничения применения в них зарубежного цифрового коммутационного оборудования. В настоящее время наши телекоммуникационные компании по существу стали заложниками зарубежных фирм — производителей средств связи. После известного августовского кризиса 1998 года они понесли огромные убытки. За товарные кредиты в твердой валюте им теперь предстоит платить в рублевом эквиваленте в четыре раза большие суммы. Представьте себе, уважаемый читатель, ситуацию: иностранные деловые партнеры заявляют о том, что они устали ждать возвращения реструктуризированных долгов и готовы выкупить все поставленное в Россию оборудование и аппаратуру... Что тогда нам делать?

А.В.Ляшенко
"Российская газета"

назад
  Точка зрения  
 
Технологический кризис как ключевая проблема России
Почему мы так плохо живем? Почему у нас маленькие пенсии, на которые прожить невозможно? Почему у нас очень низкие зарплаты в реальном секторе экономики, исключая, пожалуй, сырьевой сектор? И вопросы эти, как и ответы на них, сегодня весьма актуальны для большинства россиян…
подробнее
Кризис законодательной власти в России

Бурное развитие коррупции в России связано с кризисом законодательной власти, что создает опасность подмены власти закона властью чиновников. Единственный шанс в искоренении этого заключается в создании конструктивной оппозиции и партия Справедливая Россия здесь может сыграть основополагающую роль.

подробнее
 
 
Rambler's Top100